Образ и правила жизни населения Европы в Средние века жестко подчинялись требованиям церкви. Эти правила были далеки от современных понятий гуманизма. Особенно жестко церковь относилась к женщинам. Достаточно вспомнить о миллионах причисленных к ведьмам и сожженных на кострах. Но не только костра приходилось бояться средневековым женщинам, но зачастую и собственного мужа.
В Европе XII-XVII веков участь женщин была незавидной. Общество того времени было глубоко патриархальным. И женам в домах как простолюдинов, так и аристократов, отводилась второстепенная роль, зачастую сводившаяся к ведению домашнего хозяйства и рождению детей. О втором мы и поговорим в нашем материале.
Примером незавидной женской участи в Средневековой Европе может послужить история молодой жительницы Англии. Едва достигшую 13-летнего возраста Кристианию отец весьма удачно сосватал за Роберта, сына обеспеченного барона. Женихом Роберт был завидным и многие дамы желали бы себе такого жениха и мужа. Но Кристиания рыдала долгие часы после слов отца о скорой женитьбе.
Причина тому была одна – страх перед главной обязанностью жены – родами.
Конечно, быть женой барона гораздо безопаснее, нежели женой крестьянина или ремесленника. У простолюдинок вся жизнь была заключена в выживании. Детей зачастую было немало, каждый мал мала меньше. Всех требовалось накормить, а заработка мужа не всегда хватало даже на самую дешевую и грубую пищу. Порой приходилось выбирать, кого из детей накормить ,а кого оставить голодным.
Мужья редко церемонились с женами, рукоприкладство было нормой жизни в крестьянской семье. Но жизнь без мужа была страшнее, ведь судьба обесчещенной женщины была еще страшнее. А на честь одиноких женщин покушались в то время нередко. Кочующие по дорогам Европы разбойники в качестве добычи рассматривали не только деньги или ценные вещи, но и женщин.
У аристократок, живущих за стенами городов и замков, риск лишится чести был значительно ниже. Но здесь в душе жил страх предстоящих родов. Акушерство Средневековья заключалось в основном надеждой на божью помощь. Как мы прекрасно понимаем, такой уровень медицины не мог гарантировать положительного исхода как для роженицы, так и для младенца. Причем внимание тех, кто помогал при родах, было акцентировано на выживании ребенка, а не матери.
Именно поэтому Кристиания и разрыдалась при новости о будущем, пусть и выгодном, замужестве. Предстоящее зачатие, а затем беременность и роды были ей восприняты как болезнь с вероятным летальным исходом. И тому были веские основания. Ей были известны случаи, в том числе, и среди родственниц, когда роды стали последней миссией женщины. В том числе и родная мать Кристиании отправилась на тот свет при рождении близнецов. Аналогичная участь постигла родную тетку и старшую сестру молодой невесты. Именно по этой причине благородный молодой рыцарь воспринимался Кристианией как будущий ее невольный убийца.
В темные века гинекология как область медицина не развивалась, поскольку церковь ограничивала доступ мужчин-врачей к беременным и роженицам. Рожающей женщине помощь оказывали порой не имеющие малейших медицинских знаний «бабки-повитухи». Основной помощью их было чтений молитв и взывание к милости божьей. При таком уровне акушерства даже королевы не были застрахованы от смерти в момент рождения наследника короля.
В надежде на помощь бога даже зачатие происходило в рубашке, закрывавшей все тело. Имелся лишь вырез в нужном месте да надпись «с божьей помощью». По мнению церкви этого было достаточно для благополучного зачатия, течения беременности и родов.
Единственным путем избежать замужества и последующих, вероятно смертельных, родов был выбор служения богу в монастыре. Именно такой путь и выбрала Кристиания. Только монашеский обет стал мотивированной причиной для отказа Роберту. В обители она и прожила всю жизнь, став даже настоятельницей над другими сестрами во Христе.