Воздушные судна считаются самыми безопасными транспортными средствами в мире. Несмотря на это, самолеты тоже падают. Процент выживаемости в таких катастрофах почти всегда равен нулю. Именно поэтому каждое падение воздушного судна всегда приводит весь мир в ужас количеством погибших. Самолеты падают из-за погодных условий, человеческого фактора или отказа техники. Однако, редко, но бывает и так, что причиной становится банальное стечение обстоятельств. Самая крупная авиакатастрофа в мире относится именно к этой категории.
Случилось это в 1977 году в аэропорту острова Тенерифе на Канарских островах. Два Боинга 747 столкнулись прямо на взлетной полосе. Оба лайнера – голландской компании KLM и американской Pan American – загорелись в результате чего погибло 583 человека.
На острове не должно было быть ни одного из этих судов. Они следовали на расположенный неподалеку остров Гран-Канария, и, по воле судьбы, именно в это день террористы заминировали зал ожидания этого аэропорта. В теракте не было пострадавших, однако, администрация приняла решение временно закрыть терминал и два Боинга перенаправили в аэропорт Лос-Родеос.
Этот аэропорт используется, по большей части для внутренних рейсов и имеет только одну единственную полосу. В воскресный день 27 марта там было очень много народа и самолетов. Несмотря на это оба Боинга успешно приземлились и дожидались открытия аэропорта на Гран-Канарии.
Борт компании KLM должен был успеть вернуться на родину. Для экономии времени, экипаж решил совершить дозаправку на Тенерифе. Боялись не уложиться в лимит времени, разрешенный для работы пилотов. Тогда бы пришлось ждать следующего дня, чтобы улететь. Во время дозаправки их борт загородил путь на ВВП, поэтому никто не мог покинуть Тенерифе, хотя на Гран-Канарии аэропорт уже открыли.
Экипаж Pan American планировали объехать Боинг KLM, места было достаточно, но решили ждать окончания их дозаправки. После завершения диспетчеры направили голландский борт на место ожидания взлета, в конец взлетной полосы.
Трагедии могло не произойти, если бы не вмешалась погода. На аэропорт опустился туман и видимость стала стремительно снижаться. Лос-Родеос не был оборудован обзорным локатором, который отслеживал бы положение самолетов на земле и диспетчеры ориентировались лишь на радиообмен информацией о местоположении самолетов.
Боинг американцев был направлен следом за голландцами, с указаниями свернуть на боковую дорожку и, тем самым, освободить полосу для влета голландского Боинга. Поворот на указанную дорожку был слишком крутым, в условиях плохой видимости было затруднительно повернуть самолет и американский экипаж решил доехать до следующей дорожки с удобным поворотом
Из-за того, что у диспетчера, руководившего обоими самолетами, был сильный испанский акцент, экипажам приходилось постоянно переспрашивать команды. В эфире реплики накладывались друг на друга, что создавало трудности понимания.
К тому моменту, как американский борт проехал нужный поворот, но не достиг следующего, голландцы были готовы к взлету и пилот запросил разрешение приступить к маневру.
В 17:05:53 башня управления радировала:
«KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 90. После взлёта поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 ВОР Лас-Пальмас».
Экипаж Боинга компании KLM воспринял эту команду как фактическое разрешение на взлёт. Второй пилот повторил инструкцию диспетчеру, невнятно добавив в конце:
«…мы на взлёте» (англ. we’re now at take-off или англ. we’re now uh…taking off).
Диспетчер понял ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и подтвердил заблуждение экипажа о разрешении, сказав “О.К.” Сразу добавив: «Будьте готовы к взлёту, я вас вызову».
В это же время экипаж Pan American сообщает диспетчеру, что еще не свернул со взлетной полосы. Сообщения диспетчера и американского экипажа было бы достаточно, чтоб Боинг KLM не начинал взлет, но сообщения наложились друг на друга и экипаж их не услышал.
Тем временем диспетчер аэропорта инструктировал американский экипаж сообщить ему, когда взлетная полоса будет свободна. Бортинженер KLM, услышав эту фразу, высказал опасения, что Боинг Pan American еще не ушел с полосы. Но, занятый взлетом командир экипажа, продолжил маневр. Пилот воздушного судна KLM бы очень опытным и авторитет его был настолько высок, что слова бортинженера он не принял всерьез.
Экипаж Pan American слишком поздно увидел приближающийся борт KLM. Командир американского рейса немедленно дал полный газ и пытался уйти со взлетно-посадочной полосы. Но на него уже несся Боинг KLM. Его командир пытался срочно взлететь, но так как при полном баке топлива скорость взлета самолета значительно снижена, не успел набрать нужную высоту.
В момент столкновения голландский Боинг находился в воздухе, нос и передняя стойка не задели судно, однако, не успевшие убраться основные опоры шасси и четыре двигателя врезали по американскому самолету.
После удара, средняя часть Боинга Pan American была сильно повреждена, через образовавшиеся разломы спаслось много людей. Голландское судно KLM, без крыльев и с сильно поврежденной носовой частью, рухнуло на взлетную полосу, неподалеку от Боинга американцев, и проскользило около трехсот метров. После этого оба самолета загорелись.
Все пассажиры борта KLM, которых было 234 человека, и 14 членов экипажа погибли. Из 396 человек на борту Боинга Pan American, спаслись 61 человек, среди которых было трое членов экипажа. 9 членов экипажа погибли. Носовая часть самолета была повреждена меньше, что и позволило им спастись.
Эта трагедия заставила Международную организацию гражданской авиации разработать набор стандартных фраз. На острове Тенерифе вскоре после происшествия был установлен мемориал. Он представляет собой уходящую вверх и резко обрывающуюся винтовую лестницу. Она является символом резко оборвавшихся жизней людей, которые находились на бортах лайнеров в тот злополучный день.