Для россиян покупке машины привычно отдавать предпочтение иномаркам. Машины отечественного производства часто покупают в первую очередь из-за ограничений по бюджету. Хотя качество российских автомобилей уже давно уступает иномаркам не так сильно, как это было раньше.
При всех прочих равных предпочтение покупателей все равно остается на стороне автомобилей из-за рубежа. Тем более удивительным может показаться тот факт, что некоторые российские автомобили пользуются за границей заметной популярностью.
Отдельно стоит отметить иностранные модели, производящиеся на российских заводах. Не секрет, что значительная часть иномарок на российских дорогах не привозятся из-за границы, а производятся в самой России в сотрудничестве с западными компаниями. Эти машины продаются как на внутреннем российском рынке, так и активно поставляются за границу.
Потребители не всегда отдают предпочтение месту сборки в ущерб стоимости. Иногда на это не обращают внимание. Но все же эти машины, даже если они хорошо продаются, не получится назвать в полной мере российскими машинами. Они не будут рассматриваться. Контроль владельцев брендов слишком сильный, чтобы производство можно было считать российским.
4. АвтоВаз
У Волжского автомобильного завода интересная история. Во времена советского союза автомобили, под маркой Лада поставлялись в рамках помощи и различных международных договоров практически во все дружественные страны.
Особенно много автомобилей советского производства оказалось в странах латинской америки. Использовали их не только простые граждане, но и государство. Продукция Автоваза во многих странах стала стандартной для полиции, медиков, служб спасения.
После распада Советского союза экспорт сократился. Часть рынков была утрачена. Предпочтение стали отдавать автомобилям европейского и американского производства. Свою долю на рынках начал занимать Китай. Но полностью поставки не прекратились. Машины до сих пор поставляются в Южную Америку, Африку. Высокий спрос остается на детали для ремонта старых автомобилей.
3. Экспорт в СГН
Да, это нельзя однозначно назвать примером экспорта в зарубежные страны. Но после распада СССР Беларусь, Казахстан, республики центральной Азии оказались на свободном рынке. И или по старой памяти, или в виду привлекательности российских моделей новые марки Автоваза, Газа, Уаз поставляются на рынки соседних стран в объемах не меньше, чем на внутреннем рынке самой России.
Старые модели, детали для них, постепенно уходят в прошлое. Но пройдет еще не мало времени до момента, когда о них можно будет забыть. Будь то сельская местность в Беларуси, или районные центры посреди Казахстанских степей.
Высоки шансы встретить новую Ладу, или старый Уаз. Газель на грузоперевозках, или в роли маршрутного такси. Более того, старые машины до сих пор продают по объявлениям, ремонтируют. И несмотря на попытки Китая занять нишу дешевых и простых автомобилей, Россия может не волноваться за эти, привычные для себя рынки.
2. Уаз
Разрабатываемые для проходимости в тяжелых условиях автомобили Уральского производства нашли своих покупателей в странах с тяжелой для перемещения местностью. Разрабатываемые для русских лесов, тайги и болот, «уазики» прекрасно себя чувствуют в азиатских тропиках или пустынях ближнего востока.
Заметным остается экспорт в страны северной Европы. Внедорожники из России полюбились потребителям в Финляндии. А странах восточной Азии, Африки, Южной америки у российских автомобилей имеется преимущество не только в цене, но и в надежности сравнимой со значительно более дорогими западными внедорожниками.
Простые в обслуживании и способные справляться с экстремальными жарой и холодом. Песками и болотами. Обеспечивающие при этом комфорт на гораздо более высоком уровне, по сравнению со специальной техникой. Даже в тяжелые годы санкций и ограничений спрос на Уазы в странах вроде Вьетнама, Бразилии, Южной Африки практически не уменьшился. На эти рынки так же пытается представить интересные решения Китай. Но говорить о тяжелой конкуренции все еще не приходится.
1. Камаз
У Российских автомобилей имеется ряд явных преимуществ. Это их стоимость, простота в обслуживании, и то, что многие к ним просто давно привыкли. Однако все чаще потребители отдают предпочтение комфорту, в чем российские модели могут уступать западным или даже китайским конкурентом.
Но там, где комфорт не находится на первом месте, где автомобиль это в первую очередь не средство передвижения, а рабочий инструмент, там рынки давно завоевал и удерживает одну из лидирующих позиций Камаз. Будь то машины для перевозки грузов, или специальная строительная техника. Встретить камазы можно по всему миру. На стройке, в карьерах, среди дальнобойщиков.
Здесь ценят надежность и простоту обслуживания. Любые переплаты окупаются. В этих сферах машины деньги не тратят, а наоборот делают. И то, что предпочтение часто отдается в пользу именно российской техники говорит о том, что в качестве «рабочих лошадок» она вполне себя окупает. Помогает и репутация машин, победителей гонок Дакар, и многих других соревнований в тяжелой весовой категории. И если потребительский рынок динамичен. Меняются мода, предпочтение. Но там, где техника просто должна работать, Россия может не бояться потери рынков.