Оглавление
- 1. Низами Гянджеви (ок.1141 – 1209)
- 2. Омар Хайям (1048 – 1131)
- 3. Анвари (1126 – 1189)
- 4. Джалаладдин Руми (1207 – 1273)
- 5. Саади Ширази (1213 – 1293)
- 6. Фирдоуси (935 – 1020)
- 7. Мулло Мушфики (1525 – 1588)
- 8. Бедиль Мирза Абдулкадир (1644-1721)
- 9. Айни Садриддин (1878-1954)
- 10. Мирзо Турсунзода (1911-1977)
- Поделиться в сети
Длительность чтения:9 Минуты, 13 Секунды
Восточная литература сложна и многогранна. И выделить здесь кого-то одного как основоположника и законодателя традиций просто не представляется возможным. В этой статье предпринимается попытка рассказать о наиболее интересных ее представителях.
1. Низами Гянджеви (ок.1141 – 1209)
Представитель персидского и азербайджанского средневекового эпоса. Низами признан классиком персидской поэзии и самым значимым представителем романтизма. Именно он внедрил разговорную речь в персидскую эпическую поэзию.
О биографии Низами известно лишь из его произведений. Сложно судить, насколько эти сведения достоверны, поскольку вокруг его имени еще при жизни сложилось множество легенд, а его биографы в дальнейшем лишь приукрашивали их.
Даже точная дата его рождения неизвестна. Ученые пришли к выводу, что Низами родился между 1140-1146 годами. Сам он в поэме «Хосров и Ширин» говорит, что был рожден «под знаком Льва». В этой же поэме он отмечает, что на момент ее написания ему было сорок лет, а начата она была в 1181 году. Получается, что примерный год его рождения – 1141.
Вызывает вопросы и место рождения поэта. Считалось, что Низами родился в Куме (Центральный Иран), он сам указывал на это в поэме «Искандер-намэ». Однако его средневековые биографы оспаривают этот факт и говорят, что поэт родом из азербайджанского города Гянджа, где он прожил всю жизнь. Современные исследователи сходятся во мнении, что поэт действительно происходил из Гянджи, а в Куне был рожден его отец. А предшествующая версия – результат неверной трактовки произведения.
До нас дошла лишь небольшая часть творческого наследия Низами, в основном газели (лирические стихи) и касиды (оды), а также несколько рубаи (четверостишия). Главным его творением считаются пять поэм «Пандж Гандж», что переводится с персидского как «Пять драгоценностей».
Творчество Низами оказало знаковое влияние на развитие как восточной, так и мировой литературы. Начиная с XIII века известно огромное количество поэтических ответов и подражаний Низами. В Иране его произведения пользуются популярностью до сих пор, проводится даже конкурс по декламации его стихов.
2. Омар Хайям (1048 – 1131)
Вряд ли найдется человек, которому не было бы известно имя Омара Хайяма – таджикского и персидского поэта, философа, математика, астронома и астролога.
Главное его поэтическое произведение «Рубайат» представляет собой цикл четверостиший, основными мотивами в котором являются: познание мимолетного земного счастья, доступного человеку; чувство бесценного мгновения рядом с возлюбленной; вечный круговорот материи и отношения между создателем, миром и человеком, а также культ вина и прославление гуляки-вольнодумца. Важная часть цикла отведена и размышлениям о Коране.
Помимо всего прочего, Омар Хайям уделял особое внимание астрологии и именно он создал астрологию питания: он составил кулинарную книгу, где подробно рассказал о питании для каждого знака Зодиака и большую часть этих рецептов изобрел сам.
«Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасет,
Но кто живёт с синицею в руках,
Свою жар-птицу точно не найдет
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь».
3. Анвари (1126 – 1189)
Авхад ад-Дин Али ибн Махмуд Анвари – известный средневековый персидский поэт. Кембриджская история Ирана называет его «одной из величайших фигур персидской литературы».
Его наиболее известное произведение – элегия «Слезы Хорасана» признано одним из самых красивых поэтических произведений Персии.
В своем творчестве Анвари обличал лицемерие, ханжество, мракобесие духовенства и власти. Увлекался написанием панегирических касыд, газелей и рубай.
Вот тебе два дела, — сделай хоть одно из них,
Коль прославиться делами хочешь пред людьми —
То, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми!
Для человека мысль — венец всего живого,
А чистота души есть бытия основа.
4. Джалаладдин Руми (1207 – 1273)
Настоящее имя – Джалаладдин Мухаммад, псевдоним образован от названия местности, где Джалаладдин прожил большую часть жизни – Рум.
Руми – величайший поэт-суфист Таджикистана. Его произведения переведены на многие языки мира, его считают «самым продаваемым поэтом в США».
Творчество Руми не отличается многообразием, но имеет огромное значение. Широко известен его «Диван» – сборник небольших лирических стихотворений, где поэт говорит о ценности человека вне зависимости от его происхождения и социального статуса. Он выступает против религиозной схоластики и мертвого формализма.
Другой известной и почитаемой в мусульманском мире книгой является «Масневи» – эпико-дидактическая поэма, состоящая из поучительных рассказов с последующими нравоучениями. Это произведение называют Энциклопедией суфизма.
Любая боль несет в себе и исцеленье.
Задай труднейший из вопросов! и смотри…
Ответ прекрасный возродится изнутри!
Построй корабль… и Океан придет в мгновенье!
5. Саади Ширази (1213 – 1293)
Средневековый философ, мыслитель и поэт. Исследователи выделяют три основных периода в его творчестве: школьный, скитальнический и шейхский.
Саади получил образование в Багдаде, он много учился у суфийских шейхов и вошел в суфийское братство. Аскетические идеалы суфистов прочно вошли в жизнь и творчество молодого поэта, он всю жизнь хранил преданность своим учителям и их идеям.
В тридцать лет он был вынужден бежать из родных мест, в 1226 году его наставник был убит при нашествии татаро-монголов. Следующие тридцать лет он провел в скитаниях от Индии до Марокко.
Среди его произведений самыми известными являются «Бустан» и «Гулистан». «Бустан» содержит рассуждения автора о качествах идеального правителя. В поэме присутствует призыв к гуманизму по отношению к подданным и наставления правителю следить за тем, чтобы и окружение правителя также демонстрировало свои лучшие качества. Иначе доброта и великодушие правителя ничего не стоит.
«Гулистан» – это поэма из восьми глав –рассказов, сюжеты для которых Саади часто брал из своей жизни. Они посвящены нравам аскетов, воспитанию, молодости, любви, нормам общения. По сути, это и учебник, и развлекательная книга. Она пробуждает стремление к здравому смыслу, что является основой жизни в обществе.
В последние годы жизни Саади писал лирические стихотворения, а также создал несколько трактатов-наставлений.
6. Фирдоуси (935 – 1020)
Настоящее имя этого великого персидского поэта неизвестно. Его часто называют Абулькасим Туси. Абулькасим – это распространенное на Востоке прозвище, означающее «отец Касима», а Туси – обозначение места рождения.
Сведений о жизни поэта крайне мало, и все они достаточно противоречивы. Одни говорят, что он происходил из бедной, разорившейся семьи, другие – что отец Фирдоуси был очень богат и оставил сыну приличное состояние, но тот все потратил на написание главного труда своей жизни – «Шахнаме» и умер в безвестности и нищете.
Эпическая поэма «Шахнаме» – является самым крупным эпическим произведением в мире, написанным одним человеком. Она уступает только индийскому эпосу «Махабхарата», которую столетиями создавали многие авторы.
В основе этого труда лежат народные сказания и легенды, а также хроники древних сасанидских царей. По разным подсчетам создание этого шедевра заняло от двадцати до тридцати пяти лет.
Пришла пора, чтоб истинный мудрец
О разуме поведал наконец.
Яви нам слово, восхваляя разум,
И поучай людей своим рассказом.
Из всех даров что разума ценней?
Хвала ему — всех добрых дел сильней.
Венец, краса всего живого — разум,
Признай, что бытия основа — разум.
Он — твой вожатый, он — в людских сердцах,
Он с нами на земле и в небесах.
От разума — печаль и наслажденье,
От разума — величье и паденье.
7. Мулло Мушфики (1525 – 1588)
Известный таджикский поэт-сатирик. Родился в Бухаре, происходил из бедной семьи. С 1568 года жил в Самарканде, где занимал должность придворного хранителя книг.
Мушфики – признанный мастер сатиры и традиционной касыды. Его творческое наследие огромно: «Сатирический диван», поэма о любви и красоте «Цветник Ирема», «Поэма о вине», «Отражающий мир».
Его произведения выделяются живописными картинами природы во вступлениях. А своеобразная сатира, разоблачающая обман, лицемерие и жадность корыстолюбцев и высмеивающая богачей и несправедливые законы сделали его поистине народным поэтом.
8. Бедиль Мирза Абдулкадир (1644-1721)
Таджикский поэт и мыслитель, творил на фарси. Является создателем «индийского стиля» или «бедилизма» – особо изощренного поэтического языка, оказавшего влияние на поэтов, творивших на фарси. С 1685 года жил в Индии и активно выступал за ее объединение.
Наиболее известные произведения: «Великий океан», «Синай знания», «Четыре элемента», «Талисман изумления», философское сочинение «Познание», содержащее поэму «Комде и Модан».
В этой поэме перед читателем предстает история любви певца Модана и жены шаха Комде. Услышав песни Модана красавица Комде пришла в такой восторг, что станцевала перед ним. Модан, влюбившись в нее, бросил к ногам возлюбленной ожерелье, которое ему подарил шах.
За такую дерзость певца изгнали из страны, и он был вынужден скитаться по пустыне, твердя имя возлюбленной так часто, что птицы вокруг него стали повторять за ним.
* * *
Красавицам Китая – кто не рад?
Монголки очаровывают взгляд.
Европеянки, хоть неправоверны,
Но я, как в рай, пойду за ними в ад.
* * *
Слепец – кто видел, но не взял в расчет.
Мед, что не дал услады, – горький мед.
Из всех жилищ – верна себе могила,
И савану чужды капризы мод.
9. Айни Садриддин (1878-1954)
Известный таджикский писатель. Именно его «Марш свободы» на мотив Марсельезы считается точкой отсчета для советской таджикской литературы.
За отказ от участия в публичной демонстрации верноподданнических чувств в апреле 1917 года в Бухаре был объявлен «неверным» и подвергнут публичному избиению палками, после чего его посадили в тюрьму. Но вскоре Айни был освобожден русскими солдатами. Так он нашел себя в рядах красных революционеров.
После установления Советской власти он стал ее поэтом, голосом истории.
Творческое наследие Айни Садриддин многогранно. Здесь и повести «Бухарские палачи», «Одина» или «Приключения одного бедного таджика», романы «Дохунда» и «Рабы» и многое другое.
В своих произведениях автор говорит о быте и борьбе таджикского народа против тирании, об установлении советской власти и колхозного строя. Пристальное внимание он уделяет ненависти к фанатизму, в том числе и религиозному, феодализму, рабскому положению женщины.
Айни стал первым президентом Академии наук Таджикистана и до сих пор в его стране его называют устод Айни, что означает мастер Айни.
10. Мирзо Турсунзода (1911-1977)
Выдающийся таджикский писатель и поэт. С 1946 года возглавлял Союз писателей Таджикистана, в 1951 году стал избранным членом Академии наук Таджикской ССР.
Раннее творчество Турсунзода тесно связано с темами революции, классовой борьбы, событиями гражданской войны, трудовыми и боевыми подвигами комсомольцев.
В стихотворениях «Таджикским горам», «Гиссарская долина», «Канал пришел» автор обращается к прошлому и настоящему таджикского народа, к его духовной культуре.
Победа в Великой Отечественной Войне оказала неоценимое влияние на творчество Турсунзода, в нем появились суровые ноты, он стал делать выразительный упор на нерасторжимое единство русского и таджикского народа, его поэзия приобрела интернациональный характер. Особенно ярко это проявилось в стихотворениях «Никогда»,
«Источник мужества», «На войну», поэмах «Невеста из Москвы», «Сын Родины».
Также он пробовал себя и в драматургии. Широкую известность получили его пьесы «Приговор», «Рохатхон». На основе музыкальной драмы «Восстание Восе» было создано либретто первой таджикской оперы. А поэма «От Ганга до Кремля» была экранизирована под названием «Восход над Гангом».
Произведения Мирзо Турсунзоды за свое невероятное чувство времени, тонкую выразительность и подлинную лиричность в советское время были удостоены многих наград, а сам автор является признанным классиком таджикской и советской литературы.
Поделиться в сети
Facebook Twitter Pinterest LinkedIn VK Happy 0 0 % Sad 0 0 % Excited 0 0 % Sleepy 0 0 % Angry 0 0 % Surprise 0 0 %