Портрет – изображение человека или группы из нескольких людей, передающее внешнее сходство и характерные черты портретируемых. Как правило, эти рисунки выполняются подробно и достоверно. Существуют определенные стили, характерные для портретного жанра. Самые известные художники-портретисты, имена которых должен узнавать каждый, смогли через свои работы передать не только характерные черты людей разных наций, живших в разные времена, но и нечто большее.
Авторы портретов могут писать моделей с натуры, а могут полагаться на собственные воспоминания и создавать портрет по ним. В хорошем портрете требуется не просто фотографическая точность. Художник передает характер своей модели, ее узнаваемые и типичные особенности.
Передавались характеры, скрытые страсти и даже ситуации в стране в то время, когда творили сами художники. Именно поэтому их работы настолько интересны сегодня: на картинах изображены не конкретные никому не интересные люди, а герои своей эпохи, менявшие историю или хранившие традиции. В портрете видно личное отношение автора к изображенному персонажу с картины. Эта интерпретация особенно ценится зрителями, ведь она эксклюзивна, может быть доступна не каждому, а значит, элитарна.
10. Антонис Ван Дейк
Мастер Антонис Ван Дейк родом из Бельгии. Он творил в жанре живописи и графики, был известным придворным портретистом, писал религиозные сюжеты.
Известно, что талант он проявил рано. Уже в 14 Антонис Ван Дейк написал автопортрет по всем канонам того времени. С 18-и лет стал членом гильдии Святого Луки. В этой организации могли состоять печатники, художники и создатели скульптур.
К двадцатилетию Ван Дейк обратил на себя внимание заказчиков-аристократов, созданные им портреты выделялись редким мастерством. Как правило, художники-портретисты добивались мастерства с возрастом, поэтому одаренный юноша моментально стал известным. Удивительно ли, если его педагогом был сам Рубенс?
Особенность портретов кисти Ван Дейка – руки. Он тщательно и подробно прописывал длинные пальцы, красоту кистей и грациозную расслабленность. Манера изображения рук делает работы Ван Дейка узнаваемыми.
Портретист Антонис Ван Дейк успел пожить в Италии, кроме того, стал придворным английским художником и завершил картины своего великого, рано ушедшего учителя.
Примеры самых известных работ: «Головы старца», «Портрет Карла Первого на охоте», «Семейный портрет», «Портрет кардинала Гвидо Бентивольо».
9. Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн – один из величайших художников Германии. Учился художественным навыкам у собственного отца, которого превзошел в мастерстве. Ганс прославился уже в двадцать лет, когда стал придворным художником Генриха Восьмого. В 21 оказывается в базельской Гильдии живописцев, знакомится с Эразмом Роттердамским, с Томасом Мором.
Работы авторства Гольбейна невероятно точны, он скрупулезно передавал и внешность своих моделей, и находил способы показать их характеры. Художник великолепно чувствовал свет и использовал светотени, чтобы привлечь внимание к мелким деталям. Это выделение светом мелочей и выдает типичную манеру Гольбейна.
Своего настоящего отношения к моделям Ганс Гольбейн не скрывал: в портретах считываются ирония, а порой и сарказм. Известно, что он никогда не писал портретов сразу, ему требовалось время пообщаться с заказчиком, понаблюдать за ним в разных ситуациях. После такого периода внутренний мир персонажа передавался очень ярко.
Портреты: «Томаса Мора», «Генриха Восьмого», «Эразма Роттердамского».
8. Диего Веласкес
Испанец, придворный живописец Филиппа Четвертого, Диего Веласкес впервые взял в руку кисть в 10 лет. К восемнадцати годам открывает собственную мастерскую, учитель Франсиско Пачеко смог помочь одаренному ученику.
Поначалу Веласкес не стремился изображать людей, обходясь натюрмортами и бытовыми картинками. Но уже тогда он отличался работой с цветом, тени у него были полны цветовых переходов, краски яркие и сложные.
Этими чертами отличались и более поздние портреты, кроме того отмечаются контрасты и резкие светотени, выразительные позы моделей, естественность и психологизм.
После переезда в столицу и успеха при дворе известный художник Диего Веласкес был завален заказами на парадные портреты. Но его больше интересовали простые люди. Он успевал писать самых простых и униженных: шутов, уродцев, карликов.
Огромное влияние на развитие Веласкеса оказал Тициан, именно его работы были для молодого Диего примером и образцом.
Известные портреты: «Менины», «Пряхи, Завтрак», «Дама с веером», «Инфанта Маргарита», «Трактирщик», «Старая кухарка», «Портрет короля Испании Филиппа Четвертого в доспехах», «Шут Хуан Австрийский».
7. Илья Репин
Илья Репин – величайший художник России, ставший членом Императорской художественной академии. Профессор и преподаватель, развивал стиль русского реализма.
Молодой художник много бедствовал, пытался зарабатывать собственными картинами. Первым учителем Репина был мастер иконописи. Благодаря первым работам скопил денег на учебу в Петербурге.
Жизнь начала складываться, когда Репину удалось проявить себя в Академии Художеств. Талантливый юноша получил возможность отправиться в Европу, изучать достижения западных мастеров. К этому времени он стал достаточно известным, чтобы получать приличные заказы и поправить свое положение.
Творчество Репина отличается психологической точностью, он интересовался эмоциями людей, отображал тревожные тенденции в обществе. Неудивительно, он крепко дружил со Львом Толстым, общался с Шаляпиным и Бехтеревым, Бродским и даже Чуковским.
Портреты: «Мусоргского», «Льва Толстого», «Матери», «Константина Победоносцева».
6. Рембрандт Ван Рейн
Голландец Рембрандт считался мастером светотени, его схемами освещения до сих пор руководствуются художники и фотографы. Считался крупнейшим среди голландских живописцев золотого века.
Рембрандт отличался умением передавать чувства и переживания своих героев. Он не гнался за деталями, напротив, все второстепенное прятал в тени, прикладывая усилия к передаче внутренних переживаний модели.
Рисовать мастер начал с тринадцати лет, пробовал все доступные жанры вплоть до пейзажей. Его работы – творчество гуманиста, постоянный творческий полет и проба самых разных художественных средств.
Портреты: «Юная Саския», «Флора», «Яна Утенбогарта», «Мария Трип».
5. Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс – выдающийся фламандец, отличался разносторонними интересами, был дипломатом, являлся коллекционером. Родом из бедной семьи, но получил неплохое домашнее образование. Со временем его пристроили в пажи, но в тринадцать взялся за кисть.
Учился Рубенс долго, предпринял поездку в Италию и нашел там работу при дворе герцога Гонзага. Стал придворным художником и занимался коллекциями, хранившимися в замке, изучал искусство Италии по всей стране. Вернувшись на родину Рубенс становится придворным художником эрцгерцога, много преподает, едва справляется с потоком заказов.
Для него важны позы моделей и жесты, возможность передать красоту их чувственных тел. Он писал гимн женственности, детально прорабатывая и повороты, и изгибы. Работать Рубенс был готов круглосуточно, общаясь при этом с каждым, кто был в мастерской.
Портреты: «Маркизы Бригитты Спинолы Дориа», «Камеристки инфанты Изабеллы», «Елены Фоурмен с двумя детьми».
4. Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер был живописцем, графиком, представлял западноевропейский Ренессанс. Потомкам остались не только полотна, но также гравюры, и даже написанные им трактаты. Дюрер усовершенствовал ксилографию, много учился в Италии, но смог соединить традиции итальянских мастеров с традициями северных европейцев.
Альбрехт Дюрер отличался точностью и прорисовкой деталей. Его композиционные решения выделялись новизной. Он придавал огромное значение пропорциям, досконально прорисовывал кисти рук. Для своих работ выбирал яркие краски. Стремился понять законы природы, старался добиваться гармонии в изображениях. Оставил немало автопортретов, особенно в молодом возрасте.
Портреты: «Эразма Роттердамского», «Бернарда фон Ризена», «Императора Максимилиана Первого».
3. Тициан
Тициан Вечелио известнейший итальянский живописец. Творчество навевает мысли о бессмертии и о вечности. Он был настолько талантлив, что еще при жизни Тициана считали магом, а его кисти волшебными.
Портреты Тициана были невероятно точными, поэтому подозревали: в картины переселяются души изображенных. Тициана интересовали мифологические истории и религиозные смыслы.
Особенность его работы – точная передача оттенков, умение передать душевное состояние, непревзойденная психологическая глубина в портретах. Он первым начал использовать динамичную диагональную композицию.
Тициан жил долго и достиг невероятного мастерства: никому не удалось создать качественных копий его работ.
Портреты: «Петро Аретино», «Карла Пятого», «Портрет молодой женщины»
2. Рафаэль Санти
Рафаэль Санти – прекрасный итальянец, был живописцем, графиком, изучал архитектуру. Воспевал в работах идеалы Возрождения. Родом из семьи художника, он с детства вращался в художественной среде, имел возможность общаться и учиться.
Рафаэль был увлечен образом Мадонны и писал ее неоднократно, как его отец постоянно писал Мадонну, используя в качестве моделей жену и сына. Есть мнение, что только по этой причине мать сама кормила ребенка грудью. Поэтому Рафаэль отличался от ровесников гармоничным характером и верой в себя.
Портреты Мадонны Конестабиле, Сикстинской и ряд других после кисти Рафаэля стали совершенно новым словом в искусстве.
Мастер умер очень рано, но успел задать новое направление на всевозможные оттенки эмоций. Рафаэля Санти интересовали гуманистические идеи, мир его кисти был прекрасным, а люди исполнены гармонии тела и духа.
Портреты: «Донна Велата», «Юлия Второго», «Папы Льва Десятого с двумя кардиналами», «Кастильоне».
1. Леонардо Да Винчи
Леонардо Да Винчи – человек, одаренный разносторонне, был художником, автором скульптур, ученым, опережавшим время изобретателем. Он умел мастерски находить себе покровителей среди высшей знати, предлагая им помощь с техническими изобретениями оборонного и военного характера. Поэтому занимался исследованиями и разработками, не отвлекаясь на поиски денег.
Его художественные портреты опережали свою эпоху на сотню лет, в его время просто не догадывались, что можно изображать человека полным жизни, чувственным и эмоциональным, реалистично и точно. Леонардо Да Винчи умел подобрать гармоничные краски, психологически точно выписать позу.
Грамотное использование света и понимание перспективы, сформулированное Да Винчи, используется при обучении фотографов: он тоже стремился запечатлевать реальность.
Известные портреты: «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Портрет Джинервы де Бенчи», «Портрет музыканта».