Поль Гоген (1848-1903) родился в Париже, где женился и стал брокером. Но жизнью «обычного» человека он прожил недолго. Вдруг ни с того ни с сего он взялся за кисть и начал рисовать, и в конечном итоге его творческая натура проявилась сполна.
Поль Гоген бросил свою работу, ушел от жены и отправился на Гаити, где начал создавать произведения искусства. Хотя, современники не приняли его работы всерьез, а критики и журналисты даже высмеивали, он продолжал работать.
Поль Гоген на начале своего пути работал в силе импрессионизма, а позже перешел к синтетизму и клуазонизму. В знаменитых картинах, написанных на Гаити, художник использует чистые и очень яркие цвета, а его героинями становятся полуобнаженные девушки, пребывающие в тропиках.
У Поля Гогена очень много картин, о которых хотелось бы говорить часами, но давайте пока проведем краткий обзор по самым известным?
10. Дерево во дворе фермы (1874)
Работу «Дерево во дворе фермы» Поль Гоген написал в 1874 году, ее стиль обозначен как импрессионизм (тот, в котором художник работал в ранние годы). На полотне изображено лето: почти все небо «затянуто» облаками и, похоже, скоро начнется дождь.
Импрессионизм схож с трепетом листьев, дуновением ветра, бликами солнечных лучей на морской глади… Сама суть направления, который облюбовал Поль Гоген, заключается в отражении изменчивой окружающей реальности.
Художник хотел «оживить» свои работы, наполнить их изменяющейся реальностью. Надо сказать, в картине «Дерево во дворе фермы» знаменитому художнику это удалось.
9. Под манговыми деревьями на Мартинике (1887)
Поль Гоген испытывал с детства тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». В 1891 году, уйдя от жены, он уехал на Гаити, где написал лучшие работы.
«Под манговыми деревьями на Мартинике» была написана спонтанно. В 1887 году у художника были проблемы с деньгами, поэтому ему пришлось поехать в Америку на заработки.
Возвращаясь обратно, известный художник заметил Мартинку, и не смог устоять перед чарами острова. Если бы не решение Поля Гогена остановиться на этом острове – не было бы создано серии потрясающих работ!
За 4 месяца на этом острове он создал 12 картин. Особое внимание в картине «Под манговыми деревьями на Мартинике» привлекает синяя полоса вдали –этот цвет символизирует спокойствие и умиротворенность.
8. А, ты ревнуешь? (1892)
Картины, созданные в Океании, несут в себе для зрителя дух незнакомого, но манящего эстетического мира. Гоген очень ловко передавал на своих полотнах ощущение райских кущ и цельных людей. Они красивы, здоровы и живут в гармонии с природой.
Выставка 1893, на которой была представлена публике картина «А, ты ревнуешь?», вызвала у нее лишь смех. Гоген был обвинен в варварстве и анархизме, но художник всего лишь старался быть максимально искренним в художественной деятельности, когда другие бросали начатое.
В картине отлично переданы нега и покой, которые присутствуют у таитянок. «А, ты ревнуешь?» была написана во время первого пребывания Гогена на Таити, в 1982 году.
7. Отверженные (1888)
Автопортрет, посвященный Винсенту Ван Гогу (1853-1890), написанный Полем Гогеном незадолго до приезда в Арль, является своеобразной игрой-соревнованием между художниками. Поль Гоген отсылает зрителя к Жану Вальжану – герою романа Виктора Гюго (1802-1885), бывшему каторжнику.
Как уже можно догадаться, судьба у него нелегкая…Поль Гоген любил представлять себя страстным мятежником, который не может найти свое место в обществе буржуазии. Для усиления эффекта он сместил свое лицо из центра картины левее, переступив через все традиции живописного мастерства.
Кроме того, часть лица находится в тени, а другая освещена солнцем.Для справки: в такой технике выполнения автопортрета читается двойственная натура Поля Гогена. Вероятно, он сам хотел об этом намекнуть.
6. День Божества (1894)
Поль Гоген написал картину «День Божества» в 1984 году, сейчас она находится в Чикагском институте искусств. Здесь очевидны источники вдохновения художника. Таитянки одеты в белое – их наряды напоминают египетские танцующие фигуры. Они как будто парят в воздухе!
А божество таароа (центральная часть картины) изображено в точности по мифам, которыми интересовался Гоген. Три обнаженные фигуры, по-видимому, символизируют созидание, а позы говорят о подавляющей божественной энергии божества, стоящего за ними.
Привлекательна в картине и вода – она наполнена амебными формами. Вполне возможно, что это просто формы, предназначенные для того, чтобы наполнить картину определенным настроением.
5. Груши и виноград (1872)
Натюрморт «Груши и виноград» – это первая из работ Поля Гогена в коллекции французского художника. Исследователи нашли в этой работе характерные особенности импрессионизма, а также идеальное выражение пластики и декоративности.
На полотне изображен простой до крайности мотив: фрукты на столе. Поблескивают груши, а грозди винограда сочные и спелые. Чувствуется, что пространство, окружающее фрукты, наполнено светом – оно «дышит», сияет!
Вся композиция пропитана сгустком невесомой среды. Художник написал эту картину в духе импрессионизма, который был ему очень близок.
4. Видение после проповеди (1888)
Переехав во французскую провинцию и проведя там какое-то время, Поль Гоген утверждал, что здешние люди естественные и более искренние, чего нельзя сказать о жителях столицы. Размеренная бретонская атмосфера и стала вдохновением для написания «Видение после проповеди».
Произведение отличается необычностью композиции, она визуально делится на 2 части: воображаемый мир и реальный. Гоген изображает на полотне людей за молитвой на фоне, показывающем воображаемую сцену – Иаков сцепился в схватке с ангелом. Холст разделен на 2 части деревом: в нем доминируют глубокие, насыщенные цвета.
Для справки: эффект разделения Поль Гоген позаимствовал из японских рисунков, которые также вдохновили его на создание фигур в процессе борьбы.
3. Бретонские женщины крестьянки (1886)
На полотне Поля Гогена мы видим 4-х бретонских крестьянок, одетых в светлые костюмы. Они разговаривают, стоя у стены, а на заднем фоне можно увидеть фермера, идущего в другую сторону.
В картине нет горизонта – такой эффект ощущается из-за женщины справа – она стоит, нагнув голову вниз. Мазки, которыми рисует художник, свободны, но сжаты основные линии, разделяющие формы и увеличивающие насыщенные цвета.
Кроме того, акцентными пятнами служат белые воротники на женщинах, свободно свисающие во все стороны.
2. Радость (1892)
Эта картина – воображаемый Гаити автора. Он его таким видел. С другой девушкой Техомана сидит у дерева и смотрит меланхоличным взглядом. Девушка играет на флейте, что создает эффект безмятежности.
На заднем фоне человек делает свои подношения, очевидно, он верующий. Но что особенно бросается в глаза – это цвет. Картина «Радость» Гогена абсолютно гармонична.
Поль Гоген комментировал свою работу, как музыку, которую он создал за счет цветов и линий. Вдохновение художник черпал из природы, богатой красками и формами.
1. Прекрасная Анжель (1889)
Женщина на холсте – Мария Анжелика Стар, жена майора, для которой Гоген подобрал синий фон, а ее очертил кругом. Похоже на снимок в зеркале. Слева от женщины – перуанская мумия, входящая в коллекцию матери Поля Гогена.
Одежда Анжелики создает ощущение экзотики, что выдает и ее лицо. Ван Гог обратил внимание, что женщина смотрит на художника, как телка.
На этот комментарий Мария Анжелика ответила: «Какой ужас», ведь все считали ее самой красивой девушкой в районе. Когда Гоген закончил работу и показал ее Марии, она кинула портрет ему в лицо.