Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – гениальный художник XVI века, оставивший после себя множество работ, к которым до сих пор не утихает интерес.
Микеланджело создавал гениальные произведения в области архитектуры, живописи и скульптуры. Кроме того, он известен еще и как величайший поэт.
Художник все свое время посвящал работе, и даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на переодевание. В пище он был настоящим аскетом – за день Микеланджело мог съесть один кусочек хлеба, и то он это делал в процессе работы.
Художник оставался безразличным к внешнему успеху, однако любил подчеркивать свое аристократическое происхождение.
В биографии Буонарроти остается много белых пятен – неизвестно, где он овладел техникой рисования. Тем не менее люди, испытывающие благоговение перед искусством, больше сосредоточены на картинах и скульптурах, чем биографии художника.
Если вы хотите познакомиться с самыми известными работами Микеланджело и испытать благоговение, наша статья будет вам полезна.
10. Скульптура Бахуса (1496)
Это одна из ранних работ Микеланджело, выполненная по заказу кардинала Рафаэля Риарио в 1496 году. На «Скульптуре Бахуса» изображен древнеримский бог вина Бахус (или Вакх). Как вы видите, в правой руке он держит чашу с вином, а в левой гроздь винограда. А что же там за малыш, тянущий виноград себе?
Это не кто иной, как Сатир (Сатиры – помощники Диониса, они наслаждаются вином и празднеством). Юный Сатир слегка пьян ссс и на его лице проступает улыбка. Скульптуру оценили по достоинству и признали первым шедевром Микеланджело.
Известно, что заказчик отказался от скульптуры, но она быстро нашла своего хозяина. Ее приобрел Якопо Галли, а затем скульптуру приобрели Медичи и ее перевезли во Францию.
9. Битва кентавров (1492)
В барельефе «Битва кентавров» Микеланджело обращается к классическому сюжету греческой мифологии. Это была последняя работа юного художника, созданная во время правления Медичи. Скульптура изображает мифическую битву между Лапифами и Кентаврами.
История, популярная в древнегреческом искусстве, была предложена художнику классиком и поэтом Полициано. Впоследствии в работах Микеланджело не раз будет прослеживаться тематика борьбы. Переплетение тел в бою, атлетические пропорции, богатство ракурсов создают динамическую композицию.
Интересный факт: Микеланджело вырезал этот барельеф на куске каррарского мрамора. Бой идет настолько ожесточенным, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
8. Мадонна Брюгге (1501-1504)
Поскольку теперь «Мадонна Брюгге» – туристический объект, город старается всячески поддерживать свой имидж, достопримечательности здесь повсюду. Эту потрясающую реликвию городу удалось получить в 1506 году – многие люди приезжают в Брюгге только для того, чтобы сделать фото и увидеть скульптуру величайшего Микеланджело.
В то время Брюгге был процветающим городом, в котором жили богатые люди. Один из них – купец Мускрон. Когда он навестил Микеланджело в мастерской, то был поражен его мраморной статуей. Поскольку он был человеком, разбирающимся в искусстве, то смог оценить ее по достоинству.
Чем же так покорила Мадонна купца? Она живая! «Выражает грусть» и «дышит»… Красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью и глубокой скорбью.
Интересный факт: Мускрон хотел выкупить скульптуру у Микеланджело за баснословную цену – за 100 дукатов, но автор не хотел, чтобы она покидала Италию, поэтому отказался. Однако через полгода в 1506 году после получения письма Микеланджело согласился на пересылку Мадонны в Брюгге. Это его единственная работа, покинувшая Италию при жизни.
7. Умирающий раб (1513-1519)
Статуя, исполненная между 1513 и 1519 годами – неосуществленный проект надгробия папы Юлия II. Изображение связанного и умирающего раба не вошли в окончательный вариант надгробия, поэтому автор подарил их Роберту Строцци, а тот передарил их впоследствии королю Франциску.
Микеланджело изобразил в статуе «Умирающий раб» забытие, неспроста сначала он хотел ее назвать «Засыпающий раб». Ее смысл – многозначен, раб одновременно умирает и видит сон.
Что бы там ни было, и то и другое несут юноше избавление. Микеланджело работал над статуей в годы, когда окончательно формировался в его творчестве трагический смысл искусства.
6. Пьета (1499)
На протяжении всей жизни Микеланджело был одержим одним образом – мать держит на руках своего умирающего дитя – сына. Это тело убитого Христа, снятого с креста и отданного в руки матери. «Пьета» – одна из самых значимых скульптур Микеланджело и единственная работа, на которой он оставил свою подпись.
На момент завершения скульптуры художнику было всего 24 года (или 25, в зависимости от различных теорий о точной дате завершения «Пьетты»). Скульптура выполнена из светлого мрамора. Мастер отсек все лишнее, сотворив шедевр – мать Марию, держащую на руках умирающего сына. Полюбоваться «Пьеттой» можно в Ватикане.
5. Сотворение Адама (1508-1512)
«Сотворение Адама» – один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы (бывшая домовая церковь в Ватикане, построенная в 1473-1481 годах). Люди, разбирающиеся в искусстве, утверждают, что между властной дланью Саваофа и трепещущей кистью Адама существует поток живительной силы.
На работе Микеланджело руки – весьма символичны, вся картина пронизана энергией, которую чувствуют особо впечатлительные зрители. Соединение рук представляет собой единство мира духовного и материального, небесного и земного. Как только пальцы рук соприкоснутся, акт сотворения завершится.
4. Статуя Давида (1503)
«Статуя Давида», созданная мастером в XVI веке, отлично сохранилась до наших дней. Статуя высотой 5,17 м. изображает иудейского царя Давида, который готов вступить в битву с Голиафом. На его лице можно прочитать спокойствие и готовность к бою.
Царь выглядит уверенно, о чем говорит его расслабленная поза – возможно, уверенности ему прибавляет праща – метательное оружие, перекинутое через плечо. Микеланджело – первый автор, изобразивший Давида перед битвой с Голиафом.
Изначально статуя должна была стать частью экспозиции – она и еще 11 экземпляров в XV веке должны были украсить кафедральный храм Флоренции, но т.к. работа шла медленно, автор создал всего 2 статуи.
Для справки: оригинал скульптуры находится в Галерее Академии.
3. Страшный суд (1536-1541)
Ставшая шедевром работа Микеланджело «Страшный суд» когда-то подвергалась критике. Как ее только не называли, а автора уличили в предательстве Евангелие.
Персонажи фрески легко узнаваемы: в центре Дева Мария, судья – Христос, а по мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске принадлежит любимому ученику Микеланджело Томаззо Кавальери.
Картину Микеланджело написал, вдохновившись Библией. То, что роспись разместили над алтарем, сделало ее еще более привлекательной. Считается, что фреска символически завершает эпоху Ренессанса и предвещает переход к Барокко. Микеланджело приступил к работе в 60 лет, после того, как завершил роспись потолка Сикстинской капеллы.
2. Мадонна Дони (1504-1506)
Работу известного скульптора и художника Микеланджело «Мадонну Дони», как и все остальные, забыть невозможно. Она представляет собой круглую картину в диаметре 120 см. Картина наполнена символизмом, исследователи до сих пор гадают, что означают обнаженные мужчины на заднем фоне.
Цветовая гамма отличается от других произведений Микеланджело, но похожа на яркий колорит его росписей Сикстинской капеллы. Автор подчеркивает мускулатуру тела за счет падения света. На переднем плане изображены Христос, Иоанна, Мария и Иосиф.
Работа была выполнена в молодые годы художника, и считается его единственным законченным живописным произведением.
1. Сотворение Евы (1508-1512)
Пока Адам пребывает в глубоком сне, Ева склоняется перед Богом, сложив руки в молитве. Она робка и исполнена благодарности к Творцу. В произведении «Сотворение Евы» мы видим 3 фигуры на фоне унылого пейзажа. Эдемский сад ждет, когда люди начнут размножаться и населять Землю…
Бог на этой картине изображен как мудрый отец, с любовью смотрящий на своих детей. Творение Микеланджело настолько поражает воображение, что на момент создания некоторые даже говорили, что оно создано самим Богом.
«Не мог человек создать такой шедевр», – считали зрители. Тем не менее, это работа Микеланджело, ставшая одной из самых значимых шедевров западноевропейского искусства.