Марина Цветаева (1892-1941) – русская поэтесса Серебряного века. В поэзии Цветаева хотела быть разнообразной, и искала для этого различные пути. Больше других ей удавались стихи на философские и любовные темы. Личность её была загадочной – часто влюблялась, как в женщин, так и в мужчин. У нее даже была эгоистичная потребность – влюблять в себя.
В статье мы собрали самые известные стихи Марины Цветаевой. Давайте насладимся их прочтением знаменитыми актрисами и проведем их краткий анализ.
10. Идешь, на меня похожий
Год написания: 1913
Это стихотворение, как и многие другие, было написано в Коктебеле, когда Марина Цветаева гостила у Максимилиана Волошина (1877- 1932) с мужем и дочерью. Волошин принял гостей очень тепло, и поселил их в отдельном домике – погода располагала к размышлениям, да и дом в ту пору был пуст.
Молодую Цветаеву (на момент написания стихотворения ей было 20 лет) интересовали философские вопросы, одному из которых и посвящено ее стихотворение «Идешь, на меня похожий» – о смысле жизни человека.
Стоит отметить, что Цветаева была человеком суеверным и верила, что жизнь после смерти не заканчивается, а является лишь переходом в жизнь другую. И эта тема не может расстраивать человека только по той причине, что он ничего не знает о другой форме жизни. Стиль стихотворения легкий и даже изящный.
9. Дружить со мной нельзя
Год написания: 1918
Стихотворение «Дружить со мной нельзя» посвящено нелегким взаимоотношениям между двумя людьми – мужчиной и женщиной.
Уже с первой строки можно понять, что лирическая героиня критично относиться к себе. Героиня сравнивает себя с мельницей, задача которой – вертеться, а своего возлюбленного – с баркасом. Этим подчеркивается их разница.
Героиня не желает серьезно относиться к любви, и предлагает не вздыхать над детством, полным комедийности. Она не хочет, чтобы чувство ею завладело, поэтому находит единственно верный выход – выплеснуть все свои эмоции в тетрадь.
Цветаева подводит нас к мысли, что не следует делать трагедий из своих любовных переживаний, а надо жить сегодняшним днем.
8. Вчера еще в глаза глядел
Год написания: 1920
Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел» посвящено непростым взаимоотношениям Цветаевой с Мандельштамом. Из произведения можно понять, что для Марины Цветаевой было непросто принять решение остаться друзьями, но отношения изжили себя.
Волнение вызывает фраза: «Мой милый, что тебе я сделала?» Героиня стихотворения даже не думает винить своего друга и не предпринимает попыток, чтобы удержать его, однако ее пугает душевная пустота.
7. Расстояние: версты, мили
Год написания: 1925
Смысл произведения «Расстояние: версты, мили» легче всего понять тем, кто знает об отношениях Цветаевой и Бориса Пастернака. В то время, когда Марина Цветаева оказалась в эмиграции, ей было тяжело. Те, кто бежал из рушившегося Советского Союза, не были близки Цветаевой – ни по духу, ни по творчеству, но вернуться назад на родину не представлялось возможным.
Переписка с Пастернаком давала ей силы, питала ее, и она хотела продолжать сочинять. Более чем 10-летняя переписка поэтов доказывает, что они были родственными душами, и им было больно находиться на расстоянии друг от друга.
6. Между любовью и любовью
Год написания: 1938
«Между любовью и любовью» Цветаева написала еще в 1915 году, и, надо сказать, эти годы были для нее мучительными. Интересно, что переписывая свои стихи на чистовик, в 1938 году, Цветаева перенесла это стихотворение на 1916 год на январь месяц, открыв им следующий год.
Она поменяла в нем первые строки. Этим Цветаева устремила стихотворение как бы в будущее, придав словам, касающимся темы любви, расширительный смысл: поэт становится «распятым» между земной и божественной любовью.
5. Уж сколько их упало в эту бездну
Год написания: 1913
Через стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну», написанное в духе философской лирики, Цветаева метафорично выразила свои тайные помыслы и переживания, терзающие душу.
В своем произведении она говорит, что ничего не бывает постоянным, у всего есть конец. «Настанет день», когда и самой поэтессе придется попрощаться с миром, исчезнуть с поверхности Земли… А мир от этого не изменится, наоборот, он будет становиться только динамичнее.
Строки: «И будет жизнь… И не было меня!» говорят о том, что Цветаева думала о смерти, о том, что однажды придется отдать земле «долг». Для усиления выразительности поэтесса использует литературный прием – контраст, стараясь добиться изображения прекрасного на фоне ужасного и страшного грядущего будущего.
4. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес
Год написания: 1916
В своем стихотворении Марина Цветаева описала лавину чувств, которая способна снести все, что попадается на ее пути. В нем выражена обращенность поэтессы ко всему миру. Крик, нарушивший ее гармонию, обусловлен проявлениями нахлынувших на нее чувств.
В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» ярко отражена ее уверенность в том, что жить нужно, преодолевая все преграды, которые попадаются на пути, а с другой стороны можно заметить чрезмерную ранимость героини произведения.
3. Мне нравится, что вы больны не мной
Год написания: 1915
Это стихотворение, как выяснилось с помощью сестры Цветаевой, – было написано о Маврикии Минце. Молодой человек, который стал вторым мужем сестры поэтессы, оказался в доме Цветаевых, и много времени проводил с Анастасией. Однако Марина Цветаева тоже не смогла устоять перед его чарами. Мужчина был восторжен ее талантом, но на этом все. Как женщина, поэтесса его не привлекала.
Влюбленность не была взаимной, но нашла свое выражение в прекрасном стихотворении «Мне нравится, что вы больны не мной», которое подарила нам Марина Цветаева.
У сестер не было привычки что-то скрывать друг от друга, и они обе любили одного мужчину. В стихотворении есть строки о том, что она больна не им, однако это противоречит действительности. На самом деле Цветаева хотела бы пережить с ним волнительные моменты любви, но это было невозможно.
2. Имя твое — птица в руке
Год написания: 1916
«Имя твое – птица в руке» представляет собой послание: лирическое стихотворение адресовано конкретному человеку. Часто в нем можно прочесть слово «твое», что характерно для жанра послания.
Стихотворение является непосредственным откликом на творчество Александра Блока, и выражает отношение Марины Цветаевой к его лирике. Цветаева высоко ценила Блока, как поэта, и любила его.
Используя неожиданные сравнения, поэтесса подчеркивает своеобразие лирики Блока, его оригинальность, которая была для нее эталоном.
1. Все повторяю первый стих
Год написания: 1941
Возможно, Марина Цветаева была музой и любовью Тарковского, но он никому не рассказывал о тайнах, что хранило его сердце. У Цветаевой была одна особенность – она запоминала чужие стихи с первых строк.
Однажды Арсений Тарковский зачитал ей стихотворение, посвященное ушедшим и дорогим его сердцу людям. Цветаева написала ответное стихотворение «Все повторяю первый стих».
Однако она не поняла (или отказывалась понимать), что на ужин к Тарковскому приходит Мария – умершая возлюбленная Тарковского. Может быть, зная об этом обстоятельстве, не было никаких ответных строк, звучащих как надежда на поворот чего-то более прекрасного в их отношениях.